Фрагмент для ознакомления
2
Февральской революции этот парламент перестал существовать и на его место пришёл новый орган законодательной власти - Съезд Советов, в который входили Совет Союза и Совет Национальностей. После Сталинской Конституции 1936 года он был преобразован в Верховный Совет и просуществовал до 1991 года.
Уже 12 декабря 1993 года после всеобщего тайного голосования была утверждена Конституция Российской Федерации. Конституция утвердила действие в РФ принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. После утверждения этого принципа, в Российской Федерации начал действовать представительный и законодательный орган власти - Федеральное Собрание. Правовой статус Парламента определён формой правления в Российской Федерации. Конституция 1993 года учредила Федеральное Собрание как представительный орган, осуществляющий законодательную власть.
Согласно статье 94 Конституция РФ: «Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации» . Парламент РФ - это представительный орган. Это означает то, что члены парламента наделены полномочиями, благодаря которым они могут выражать волю и интересы народа. Это право предоставляется им всеобщим тайным голосованием. Интересы граждан РФ представляют - депутаты, а интересы субъектов представляют - сенаторы.
Ст. 94 Конституции РФ напрямую указывает, что «Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской Федерации». В свою очередь, ч. 1 ст. 110 основного закона свидетельствует, что «исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации». Следует отметить, что подобная формулировка не исключает возможности участия в исполнительной власти какого-либо другого государственного органа. В ст.110 не говорится об исключительности Правительства РФ, а лишь конкретизируется его положение в системе разделения властей.
Возникает закономерный вопрос о полной представительности Федерального Собрания Российской Федерации, учитывая различия в принципах формирования его палат. Государственная Дума, избираемая на основе всеобщего, равного и тайного голосования, посредством пропорционального распределения мандатов, отражает волю населения страны и является представительным органом в полном смысле этого термина. В то же время, члены Совета Федерации, назначаемые представительными органами государственной власти субъектов Федерации, представляют интересы органов власти субъектов, а не непосредственно народа.
Такая система назначения членов Совета Федерации порождает вопросы относительно его роли как представительного органа на федеральном уровне. Изменение концепции формирования Совета Федерации или его институциональное отделение от Федерального Собрания может потребоваться для того, чтобы обеспечить его функционирование как органа, представляющего интересы субъектов Российской Федерации, активно участвующего в законодательном процессе для защиты прав и интересов данных субъектов. Такое преобразование могло бы способствовать повышению законодательной эффективности и укреплению федерализма в стране, обеспечивая более гармоничное представительство разнообразных интересов на федеральном уровне. А.Г. Семин считает, что «нужно сохранить действующую структуру парламента, но для этого придётся дать населению субъекта РФ право самим избирать представителя в Совет Федерации, путём выборов в субъекте» . Но также он не исключает того, что Совет Федерации может стать обособленным и никак не относится к Федеральному Собранию и в будущем его преобразования в самостоятельный орган государственной власти, который выражает волю и интересы субъектов РФ.
Федеральное Собрание Российской Федерации, как высшее представительное и законодательное тело, играет ключевую роль в политической системе страны. Его действующая двухпалатная структура обеспечивает баланс интересов федерального центра и регионов. Однако, вопросы представительности и эффективности Совета Федерации остаются актуальными, требуя возможных реформ для усиления демократического участия и федерализма.
1.2 Особенности функционирования Федерального Собрания Российской Федерации
В Российской Федерации действует принцип разделения властей, на основании ст. 10 Конституции РФ. В этой системе разделения властей Федеральное Собрание осуществляет законодательную власть. Свою власть Федеральное Собрание осуществляет, когда принимает Федеральные-конституционные законы Российской Федерации и Федеральные законы Российской Федерации. Благодаря принятию законопроектов Федеральное Собрание формирует внутреннюю политику государства. Согласно статье 95 Конституции РФ, Федеральное собрание состоит из двух палат - Совет Федерации (верхняя палата, которая представляет субъекты РФ) и Государственная Дума (нижняя палата, которая представляет интересы всего народа). Федеральное Собрание Российской Федерации, являющееся ключевым органом государственной власти, обладает статусом двухпалатного парламента, что определяется следующими основными признаками:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Федеральным конституционным законом «О поправках к Конституции РФ» от 30 декабря 2008 г. № 6 ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7 ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2 ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11 ФКЗ, от 14 марта 2020 г. № 1 ФКЗ, от 4 октября 2022 г. № 5-ФКЗ, от 4 октября 2022 г. № 6-ФКЗ, от 4 октября 2022 года № 7-ФКЗ, от 4 октября 2022 года № 8-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. – 25 дек.; Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru. 06.10.2022.
2. Федеральный закон от 22 декабря 2020 г. № 439-ФЗ (ред. от 29.05.2023) «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2020. – № 52 (Часть I). – Ст. 8585.
3. Федеральный конституционный закон от 6 ноября 2020 г. № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. –2020. – № 45. – Ст. 7061.
4. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ (ред. от 16.04.2022) «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 1. – Ст. 1; 2022. – № 16. – Ст. 2592
5. Федеральный конституционный закон от 9 ноября 2020 г. № 5-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2020. – № 46. – Ст. 7196.
6. Актуальные проблемы теории государства и права: учеб. пособие / Р.В. Шагиева, Л.А. Букалеров, В.В. Виноградов, М.А. Горбунов; отв. ред. Р.В. Шагиева. 2-е изд., пересмотр. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. 576 с.
7. Сёмин А.Г., Семичева А.С. Анализ функционирования и развития Федерального Собрания Российской Федерации // Вестник науки. 2023. №12 С. 69-77.
8. Довбня Р.В. Анализ и совершенствование законодательно-правовых процедур в деятельности палат Федерального Собрания // Молодой ученый. 2021. № 25 (367). С. 282-286.
9. Артамонов А.Н. Поручение Президента как правовой акт // Вестник БГУ. 2020. №3. С. 145-154.
10. Блинов А.Б. Администрация Президента Российской Федерации // Труды Института государства и права РАН. 2021. №5. С. 35-39.